Детскому туризму в городе пора дать «зеленый свет»

В Санкт-Петербурге создана Лига туроператоров. Какие проблемами занимается новое объединение, и каковы основные острые вопросы в развитии туризма в городе – рассказывает Кирилл Соколов, директор Лиги туроператоров и исполнительный директор туроператора «Невские сезоны».

– Кирилл, с какой целью создана Лига, какие компании вошли в ее ряды?

– Наша Лига объединяет туроператоров, которые занимаются приемом российских туристов в Санкт-Петербурге. В рядах нашей Ассоциации уже 23 компании, которые совокупно обеспечивают около 80% приема организованных российских туристов в городе на Неве.  Причем это разные туроператоры, не только игроки сегмента внутреннего туризма.

Среди них и игроки, которые занимаются и приемом иностранных гостей, и организацией круизов, и автобусными турами и т.д.  Сегодня в Лигу вступили такие петербургские туроператоры, как «Бон Тур», «Бюро «Петроград», «Каприз», «КИТ-Сервис», «Латти», «Музыка путешествий», «Невские сезоны», «Петротур», «Прогулки», «Русский город», «Тари Тур» и другие.

Основная цель создания Лиги – выработка единой позиции по актуальным вопросам бизнеса и ее представление и защита в органах государственной власти.  Какие это вопросы? Взаимодействие с госорганами, музеями, транспортными компаниями, другими партнерами и поставщиками, защита прав и интересов членов наших участников. Также Лига будет заниматься оказанием консультационной и юридической помощи.

– Какие наиболее острые проблемы сейчас стоят перед петербургскими туроператорами, на решение какой из них вы нацелены в первую очередь?

– К объединению нас подтолкнула  транспортная проблема, решение которой занимает сегодня 80% нашего времени. Я имею в виду постановление № 1177 об организации детских автобусных перевозок.  По нашим оценкам, не менее 40% внутреннего организованного входящего  турпотока  в Петербург занимает именно детский туризм. Но с появлением вышеупомянутого постановления этот сегмент рынка для туристического бизнеса стал крайне проблемным.

Во-первых, этот документ сегодня фактически никак не влияет на безопасность перевозок. Он только умножает бюрократию. Судите сами: сейчас на любую перевозку детей в автобусах мы обязаны подавать уведомление, причем иногда уведомлений несколько – на один и тот же автобус, но в несколько районов города, т.к. автобус может работать на 2-3 заказах в день.

Не только мы тратим на это  время, но и сотрудники ГИБДД: в каникулярные дни одному инспектору придется обрабатывать сотни уведомлений ежедневно. Не говоря о том, что кроме уведомления в каждом автобусе должен находиться еще пакет из 16 (!) документов, необходимых для организации каждой детской перевозки.

– У Лиги есть предложения по реальным механизмам обеспечения безопасности детской перевозки и упрощению работы с уведомлениями?

– Есть. Мы предлагаем создать в Петербурге общегородской реестр компаний, транспортных средств и водительского состава, которые допущены к перевозке организованных групп детей.  С созданием такого реестра транспортный парк автобусов в определенном районе может быть прикреплен к соответствующему районному ГИБДД: таким образом, проверки в этом районе и этом конкретном парке можно осуществлять с нужной периодичностью.

Такая схема будет удобна и ГИБДД, и транспортникам и туроператорам –  в любой момент инспектор может приехать в этот парк и посмотреть автобус. Сейчас же все носит формальный характер: на уведомление ставится просто печать.

Отмечу, наша позиция состоит в том, что безопасность туристов – и детей, и других категорий пассажиров – должна быть в любом случае стопроцентной. Ведь не важно, кто сидит в автобусе – дети, пенсионеры или беременные женщины – для туроператоров и транспортных компаний, как для коммерческих структур, безопасность пассажиров  на первом месте всегда.

– Помимо бюрократии с уведомлениями, в чем еще заключаются сегодняшние проблемы туроператоров при организации детских экскурсий?

– Например, мы не можем сейчас заменить автобус или водителя. Замена транспортного средства оказывается невозможной даже в случае, если в дороге прокололось колесо, нет механизма легальной замены заболевшего водителя на здорового. Более того, в случае замены неисправного автобуса или заболевшего водителя нам грозит штраф  в 130 тысяч рублей. Чтобы заработать эти деньги снова автобус должен работать 2 месяца в зимний сезон.

Не секрет, что и в Петербурге, и во многих других регионах сейчас де-факто негласно действует запрет на школьные экскурсии. Учителя и родители заказывают все меньше и меньше экскурсий. Никаких официальных директив на этот счет нет, но есть «устные рекомендации». Из-за всех этих сложностей детский туризм падает в объемах.

– Вы обращались по этой теме в органы власти?

– Конечно. Нами направлены соответствующие письма в Администрацию Президента, вице-премьеру Дворковичу – как главе комиссии по транспорту, премьеру Медведеву. Мы обращались за помощью в бизнес-сообщества, например,  в Союз предпринимателей России, в «Деловую Россию».

На городском уровне у нас идет взаимодействие с Законодательным собранием Санкт-Петербурга,  наши представители уже вошли в рабочую группу по решению транспортного вопроса. Мы работаем во всех направлениях.

– Насколько важен  именно детский туризм в структуре приема туристов в Санкт-Петербурге? Каков может быть кумулятивный эффект для города от падения объемов в этом сегменте?

– Многие, увы, не могут осознать, что детский туризм – это действительно очень большая часть рынка.  Многие туристические объекты и компании в городе просто не смогут существовать, особенно в низкий сезон, если детский туризм мы «закроем».

Взять, например, туристические автобусы. Летом они возят круизных туристов. Но если  зимой они не будут возить детей,  они просто не окупятся – взрослых экскурсионных групп не хватит. Многие городские кафе, которые летом кормят иностранцев – зимой кормят детские группы. В музеях же вообще от 50 до 80% посетителей –  это именно дети. А есть еще и учреждения культуры, театры и концертные залы, цирк. Дети просто не могут сейчас до них организованно доехать. В прошлом году в Петербурге вообще был казус – школьники не могли из своей школы доехать до губернаторской елки.

И это мы с вами говорим только о Петербурге.  В области все еще серьезнее: практически все туроператоры, входящие в Лигу, отказались от организации поездок детских групп по Ленинградской области. Потому что если что-то происходит с автобусом в городе, еще есть шанс довезти детей на метро. Но если что-то случится в Выборге или Старой Ладоге, то мы ничего сделать не можем. Музей-заповедник «Старая Ладога» приводил такую показательную цифру: в мае этого года количество школьных групп из Петербурга у него уменьшилось в 15 (пятнадцать) раз по сравнению с прошлым годом.

– Если транспортная проблема занимает 80% времени у участников Лиги, то чему посвящены остальные 20%?

– Прежде всего – взаимодействию  с музеями города. Диалог у туроператоров с музеями есть,  но проблемы остаются, и их надо решать. Для нас очень важны права российских туристов, возможность каждого  россиянина приехать в Санкт-Петербург так, чтобы наши музеи были доступны нашим же гражданам.

К сожалению, многие музеи настолько увлеклись легкими деньгами с иностранных (преимущественно китайских) групп, что наши сограждане оказываются «на втором плане».  Нам же кажется, что посещение Петербурга – это важно, это часть культурного кода россиян.  И нельзя все мерить только в деньгах, рассчитывая, что китайцы, которые потратят больше внутреннего туриста, «сделают» музею весь его план по доходам.

Поэтому мы выступаем за льготные билеты в музеи для российских туристов. Ведь если разобраться, государственные музеи существуют, в том числе, и на налоги, которые платит каждый россиянин. А значит, наши граждане должны иметь определенные преференции перед иностранными гостями при посещении музеев, особенно учитывая не самую простую экономическую ситуацию в стране.

– Санкт-Петербург однозначно интересен иностранным туристам. Так может все-таки делать ставку именно на зарубежных гостей?

– Да, действительно, сейчас на первом плане – и по «медийности» и, наверное, по доходности тоже, именно въездной туризм в городе. Но надо понимать, что не менее 60% турпотока в Петербурге – это как раз внутренний туризм.  Увы, про него начинают забывать, считая его «менее доходным». Но ведь это  более стабильный туризм, не зависящий от политических факторов, курса валют и пр.

Именно он постоянно кормит город. И не будем забывать о патриотическом воспитании, о котором так много говорится:  чтобы что-то любить, об этом надо знать. И конечно, музеи и исторические объекты тут один из главных элементов образования и просвещения подрастающего поколения.

Кстати, и тут упомяну об автобусной перевозке. Сейчас действует запрет на перевозки детей в ночное время. Из-за этого мы не можем отвезти  детей на разводные мосты в белые ночи, которые, как известно, у нас не являются темным временем суток. С этим тоже надо что-то делать.

– Есть ли уже понимание, насколько вырастут цены на билеты в петербургские музеи в 2018 году?

– По большинству музеев повышение цен на билеты в 2018 году состоится, но степень роста цен будет разным. Чтобы не допустить резкого скачка цен, в сентябре Лигой были направлены письма в основные музеи Санкт-Петербурга с просьбой  учесть экономическую ситуацию в РФ, спад внутреннего турпотока, и сохранить цены на уровне 2017 года.

Можем с удовлетворением отметить, что это обращение нашло отклик. Ряд музеев сохранил свои цены на прошлогоднем уровне:  например, Павловск, Петергоф, Исаакиевский собор. Есть музеи, которые увеличили стоимость – но в пределах 5-7%. Так что можно говорить, что серьезного  повышения цен на билеты в основные петербургские музеи для россиян не произойдет.

– Много ли ожидается туристов в пиковый период в Санкт-Петербурге, судя по продажам входящих в Лигу компаний? Как сейчас можно оценить загрузку отелей Санкт-Петербурга на новогодние даты?

– По нашим прогнозам, организованных туристов на эти новогодние праздники в Санкт-Петербурге будет меньше на 20-25% по сравнению с прошлым годом. Цены на туры на зимний сезон выросли в пределах инфляции, но – выросли. Насчет загрузки пока однозначно сказать сложно.

В прошлом году на начало декабря загрузка у всех отелей тоже была почти 100%. Но потом – где-то после 24 декабря – пошли массовые отмены самостоятельных бронирований, совершенных через интернет-платформы и агрегаторы. Это может повториться и сейчас – не секрет, что самостоятельные туристы часто бронируют номера в 4-5 местах и выбирают.

– А какой внутренний турист сегодня едет в Санкт-Петербург, если говорить о взрослых?

– Это разнообразная аудитория.  По нашим данным, до 30 лет – это 20% туристов, от 30 до 45 лет – 30%, от 45 лет до 60 лет –  30% и старше 60 лет– 20% гостей.

Это миф, что в организованные туры ездят только люди старшего возраста. У нас почти в каждом туре есть молодожены, студенты, родители с детьми. Организованный тур – это удобно и интересно. Никакие современные технологии или мобильные приложения не могут заменить туристы живого экскурсовода. Это совершенно другие впечатления.

– Надо ли Петербургу придумывать новые туристические маршруты? Может быть, в связи с чемпионатом мира есть такая необходимость?

В Петербурге регулярно появляется что-то новое, при том, что много старого еще не изучено. Но, конечно, мы тоже стараемся как-то обновлять программы. Новинок только в ассортименте «Невских сезонов» сейчас  около 20%. Обычно туристы хотят покупать «бренды» – что-то известное и знаковое, классику. На нее-то и приходится порядка 80% экскурсионных программ. Новыми проектами  мы никогда не заменим Эрмитаж, Исаакиевский собор или Петергоф.

Что касается предстоящего чемпионата мира, то скажу так: футбольный болельщик – это не какой-то  «особенный» турист. Или ему кроме футбола вообще ничего не надо,  или он, помимо спортивных событий, выберет классическую экскурсионную программу: пойдет в Эрмитаж, съездит в Петергоф, захочет увидеть Янтарную комнату.  Так что считаем, что выдумывать что-то специально не нужно – в городе и так исторически богатый выбор экскурсионных программ любого рода, для туристов любой национальности, возраста, интересов.

Ссылка на материал: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/41690.html